Общественный совет

http://www.zoofirma.ru/

Общественный совет МВД КР

Заседание Общественного совета МВД КР

ПРОТОКОЛ №3

г.Бишкек                                                                                                    30 апреля 2019 г.

Место проведения : зал малой коллегии МВД КР, 3 этаж

Время проведения: 15:00 ч.

Общее количество членов ОС: 14 членов

Присутствовало: 10 членов и 4 члена по электронной почте

Повестка дня:

  1. Социальное обеспечение сотрудников ОВД.
  2. Состояние дел с наставничеством в ОВД.
  3. Состояние дел по оказанию психологической помощи сотрудникам ОВД, нуждающимся в данной помощи.
  4. Мероприятия по обеспечению защиты прав сотрудников ОВД.
  5. Обсуждение проекта Стратегии развития МВД КР на 2019 – 2023 годы.

Вступительное слово было предоставлено начальнику УПОМС МВД КР Карачалову М.К., который, поприветствовав присутствующих, объявил о приказе министра внутренних дел Джунушалиева К.А. от 23.04.2019г. о дополнении состава ОС МВД КР и представил нового члена ОС МВД КР - Мамбеткулова Арстанбека Шамильевича, профессора Кыргызско-казахского университета.

Председатель ОС МВД КР Даутов Я.У. предложил провести заседание в формате пятиминутных выступлений докладчиков, а в остальное время в формате вопросов-ответов, и предоставил слово начальнику ГУФХО МВД КР Айбатиеву Р.Т.

Айбатиев Р.Т. выступил по вопросам социального обеспечения сотрудников ОВД.

Вопрос Алыбаева Т.Дж.: За сверхурочную работу должна выплачиваться компенсация.

Айбатиев Р.Т.:  Необходимо внести изменения в Положение, это можно сделать только с разрешения Министерства финансов КР, но они предлагают компенсировать выходным днем. Мы ежегодно при формировании бюджета направляем, но без положения невозможно. Согласно проекта Закона «О прохождении военной службы» на повышение направлена заработная плата четырех правоохранительных органов, Таможня, ГСИН, Финполиция и в том числе МВД, повышение от 20% до 40%. В основном повышение планируется младшему составу. Учитывая надбавку за выслугу лет, которая есть в других службах, наша потребность сейчас 2 млрд.2млн. сом в год. Согласование уже прошло, мы ожидаем когда ЖК вынесет Закон.

Алыбаев Т.Дж.: Какая зарплата будет у рядового сотрудника после повышения?

Айбатиев Р.Т.:  Если сейчас у рядового сотрудника без звания, без выслуги зарплата 8-9 тысяч сом, то с надбавкой 40% добавят 4-5 тысяч, оклад получится 14-15 тысяч сом. У

Алыбаев Т.Дж.: Можно ли изменить Положение?

Айбатиев Р.Т.:  Можно, для этого, нужно внести изменение в закон, но без согласия Министерства финансов никто не согласится. А они нам отвечают, что если сотрудника привлекали к сверхурочным, дайте ему выходные и все.

Карачалов М.К.: Дополню коллегу, эти вопросы мы обсуждали и в прошлом созыве, выработали проект Закона на основе унификации. Таможенная служба наиболее унифицирована. Пока Закон был на обсуждении, мы договорились, что повышать зарплату будем поэтапно.

Касмамбетова Ч.С.: Мы ранее рекомендовали не зачитывать как в советское время. Расскажите, что у вас происходит, в чем вы нуждаетесь, какие проблемы, кому надо оказать помощь, какому сотруднику.

Айдаркул К.: Кто может сказать, какова обеспеченность ОВД?

Представитель ФХУ.: На сегодня обеспеченность 58,9%. В части дополнительного финансирования мы не можем оказывать платные услуги, спонсорскую помощь также брать запретили.

Зеличенко А.Л.: Какова обеспеченность одеждой?

Представитель ФХУ.: На 7%, но этого недостаточно.

Зеличенко А.Л.: А бензин, транспорт?

Представитель ФХУ.: Где-то на 29%.

Айдаркул К.: Правда, что для женщин шьют форму по мужским лекалам?

Представитель ФХУ.: Нет, форма разная.

Касмамбетова Ч.С.: Иногда сотрудники ГУОБДД жалуются, что вынуждены сами шить форму на свои средства, такого не должно быть, они жалуются гражданам.

Алыбаев Т.Дж.: Правительство идет навстречу министерствам, чтобы они сами распределяли зарплату, у вас такое возможно?

Представитель ФХУ.: Нам предлагали, мы отказались.

Начальник УПОМС МВД КР Дубанаев Б.С.: На программе «Ар Тарап» этот вопрос обсуждался, я его изучал. Среди всех стран мы стоим на последнем месте. Согласно Википедии, многие страны практикуют передачу некоторых полномочий другим службам на аутсорсинг.

Даутов Я.У.: В 2017 году была создана рабочая группа, мы там постоянно поднимаем вопрос о зарплате, это наш вопрос, мы его инициаторы. Заместитель министра финансов постоянно отказывает нам, а мы настаиваем. Эти 3 млрд. – это подсчеты Минфина. Все предложения в дальнейшем вытекут в резолюцию, которую мы направим в ЖК КР.

Слово предоставлено начальнику воспитательного отдела ГУК МВД КР, полковнику милиции Субанбекову К.М. для освещения вопроса о состоянии дел с наставничеством.

Айдаркул К.: Как министерство поддерживает наставников? Например, Путин выпустил орден за наставничество, или денежное вознаграждение предусмотрено?

Зеличенко А.Л.: У меня, например, есть нагрудный знак «Отличник наставничества МВД СССР».

Субанбеков К.М.: Мы примем во внимание ваши слова.

Алыбаев Т.Дж.: По каким критериям выбирают наставниками? Наставник должен быть той же специализации, которой обучает. От наставника очень многое зависит. Согласно теории зеркальных нейронов, как работает наставник, так его подопечный будет работать.

Субанбеков К.М.: По закону, для наставника необходим стаж работы от трех до пяти лет.

Айдаркул К.: Народ говорит, что за милицейскими кадрами не смотрим, наставников нет. Даже по радио люди говорят, что нет наставников. Люди должны видеть вашу работу, иначе очень много вопросов.

Зеличенко А.Л.: Думаю, что наставничество – это единственный институт, не требующий затрат. Делай как я, и больше ничего не надо.

Слово предоставлено заместителю начальника МУ МВД КР, подполковнику в/с Эрназарову М.Т., который осветил вопросы медицинского управления, основные задачи по организации санитарно-гигиенических мероприятий, работу поликлиники МВД КР.

Слово предоставлено старшему инспектору-психологу, майору милиции Смановой Ж.Ж., которая выступила по вопросу о состоянии дел по оказанию психологической помощи сотрудникам ОВД.

Айдаркул К.: Сколько у вас всего психологов? И сколько из них с психологическим образованием?

Сманова Ж.Ж.: 9 психологов, 8 с образованием психолога, у одного в г.Джалал-Абаде нет псих.образования, но он обещал получить. Сейчас мы отбираем по конкурсу, со специализацией, но психологов не хватает. У нас недофинансирование, нет кабинетов, нет кабинета релаксации для общения с психологом.

Алыбаев Т.Дж.: Какие меры принимаются для того, чтобы повлиять на отбор квалифицированных, морально устойчивых кадров?

Сманова Ж.Ж.: В основном к нам обращаются сотрудники, проходящие лечение в мед.управлении, а так, раньше мы выезжали на места по районам и обследовали каждого сотрудника наружной службы и выявляли, кому необходима помощь, потом приглашали по одному к нам и работали с ними. Сейчас мы как раз работаем над морально-психологическим климатом в коллективе. Обследуем, составляем заключение с рекомендацией по сотрудникам руководителю подразделения.

Алыбаев Т.Дж.: Думаю психологической службе нужно держать связь с общественностью, есть неправительственные организации, которые проводят социологические исследования, можно с ними сотрудничать.

Сманова Ж.Ж.:   Можно конечно, но мы больше закрытая служба и не можем легко идти на контакт с неправительственными организациями.

Зеличенко А.Л.: У Казахстана очень хороший опыт работы в этом направлении, я видел когда ездил, все это очень применимо к нам, предлагаю съездить и посмотреть хотя бы в Тараз, это не займет много времени и денег. Согласно вашему отчету, вы делаете большое дело, но мне непонятно, почему вы являетесь частью медслужбы? Вы должны быть кадровой службой. Надо пересмотреть этот вопрос, эта служба должна каждый день работать с личным составом.

Начальник мед.управления, полковник милиции Метеров: Служба психологов была передана в наше управление в связи с тем, что раньше работа не проводилась. Все начинается с ВВК (или «роддома»), где дается портрет кандидату и рекомендация куда ему идти. Затем в течение трех месяцев за ним наблюдают, как он взаимодействует, как работает. Через три месяца, перед аттестацией, нужно дать право психологу подписать о том, готов ли сотрудник к погонам или ему нужно еще время. Кадровикам трудно увидеть, какой человек перед ним, можно ли его в спецназ. Психолог в случае какой-либо патологии должен отправить к психиатру для лечения, чтобы человек не совершил суицид или не перестрелял людей.

Зеличенко А.Л.: ВВК- это одно, а кадровая служба – это другое, нужно разделять.

Алыбаев Т.Дж.: Я согласен с начальником медицинского управления, кадровая служба должна направлять с учетом рекомендаций психологической службы.

Касмамбетова Ч.С.: Очень мало психологов у вас. Как вы проводите работу?

Сманова Ж.Ж.: Точечно, по обращениям сотрудников.

Зеличенко А.Л.:  А вы наблюдаете за сотрудниками, к примеру, в каком он настроении вышел на службу, можно ли ему дать оружие и т.д.

Сманова Ж.Ж.: Нет конечно, нужны люди для этого.

Зам.начальника ГУК МВД КР Мадалиев Т.М.: В идеале я тоже считаю, что психологическая служба должна быть частью кадровой службы.

Фудашкин В.А.: Является ли заключение психолога обязательным при приеме на работу? Так как во многих странах это распространено в обязательном порядке.

Сманова Ж.Ж.: Вообще так и должно быть, но мы не даем такие заключения. А ВВК-это отдельная служба, мы отдельная служба.

Слово предоставлено начальнику СВР МВД КР, полковнику милиции Осконбаеву К.Дж., который осветил вопросы о мероприятиях по обеспечению прав сотрудников ОВД.

Даутов Я.У.: В прессе появилась информация, что недавно произошел инцидент, сотрудники ГКНБ избили охранника, те вызвали сотрудников Октябрьского РОВД, а сотрудники ГКНБ оказали сопротивление милиции. Какая работа ведется в связи с этим?

Осконбаев К.Дж.: В настоящее время ведется досудебное производство, возбуждено уголовное дело, в отношении нашего сотрудника выясняется, было ли превышение полномочий и причинение телесных повреждений.

Даутов Я.У.: Что по поводу сотрудников Октябрьского РОВД, которые сломали позвоночник гражданину?

Осконбаев К.Дж.: По этому инциденту сотрудники выехали по письменному заявлению гражданина, так как судебные исполнители выселяли по решению суда. Во время выселения женщина легла на землю перед машиной, которая везла вещи. В связи с тем, что было нарушение общественного порядка, их привезли в РОВД для выяснения, где она начала кричать, что их избили и т.д.

Алыбаев Т.Дж.: Сколько всего заявителей со стороны граждан и сколько со стороны сотрудников?

Осконбаев К.Дж.: В основном конечно заявления на сотрудников от граждан, от сотрудников совсем мало, почти не обращаются.

Айдаркул К.: За грубейшее нарушение что применяете? Я слышала такую практику, что нарушивших направляют на специальный исправительный тренинг.

Осконбаев К.Дж.: За грубейшее конечно наказание. У нас по Положению за грубые нарушения от строгого до увольнения, другой меры воздействия нет. Мы наверное не готовы к такому новшеству.

Айдаркул К.: Для меня вначале было дико, а мне объяснили, что сотрудника можно перевоспитать. Это легче, чем уволить и взять нового. У вас по реформе на первом месте должна стоять защитная функция, на втором уже карательная.

Касмамбетова Ч.С.: Очень часто конфликты с гражданами бывают у сотрудников ГУОБДД, которым и погоны срывают и всякое бывает. Как вы их защищаете?

Кочконов Ж.А.: По данному вопросу ответственность граждан наступает по статье «Оказание сопротивления представителю власти» и сотрудник обязан написать рапорт, который вносится в единый реестр и рассматривается. Сотрудник останавливает машину как представитель власти, поэтому должен представиться.

Фудашкин В.А.: В Америке сотрудник имеет право применить оружие, а у нас сотрудник при применении оружия сам виноват, так как мог без этого обойтись.

Осконбаев К.Дж.: У нас за применение оружие назавтра сотрудник будет отвечать у прокурора. У нас не то что оружие, дубинку применять не может.

Слово предоставлено начальнику отдела УПОМС МВД КР, полковнику милиции Дубанаеву Б.С., для обсуждения проекта Стратегии развития МВД КР.

Мамбеткулов А.Ш.: Вы отметили опыт Грузии, сколько у них полицейских, 30 тысяч?

Дубанаев Б.С.: 30 000, у них в два раза больше сотрудников, мы изучали опыт Грузии, как раз опыт единого окна – это опыт Грузии. Сейчас изучаем опыт службы 02.

Айдаркул К.: В стратегии развития нет про реформы. Ключевые основы реформ - это профессионализм, защита прав человека и гендер. А здесь на первом месте - гарантирование свободы вероисповедания. Я бы на первое место поставила светские принципы, мы светское государство в первую очередь, а потом уже про вероисповедание. Как это вяжется - госслужащий и религия? Есть дом, где живут милиционеры, и они рьяно религиозны, но у меня есть право не быть религиозной. Как быть с этим?

Дубанаев Б.С.: Вы правы, в первую очередь у нас должна быть защита светскости, так как это конституционный принцип, это лишь проект Стратегии, он будет еще меняться.

Айдаркул К.:  Роль милиции в устранении радикализма и экстремизма очень большая, поэтому нужно этот момент учитывать обязательно. Какой есть риск у нас, почему нет преемственности, с приходом каждого министра с начала начинается работа. В проекте констатация того, что было сделано, нужно указать, что нужно сделать в будущем, какие риски существуют, например, в области киберпреступности. А вот на следующий год у нас выборы будут, предполагаю, что будет жаркое время, какие-то службы будут, какие приемы на сегодня востребованы в нашем обществе. То есть нужно обратить внимание на инновационные передовые моменты, на которые можно заострить внимание министерства.

Алыбаев Т.Дж.: От работы МВД зависит доверие общества. Если брать пример Грузии, самый высокий процент доверия у народа именно к милиции. Одной из таких мер является снижение уровня коррупции, второй - профессионализм кадров. Можно было Стратегию нацелить именно на эти службы, конечно можно и шире охватывать, но человек в первую очередь встречается чаще всего с сотрудниками ГУОБДД, участковыми, следователями. Можно было сконцентрировать Стратегию на этих трех службах, чтобы получить результат, потому что люди устали от реформ. И нужно указывать финансовую сторону, так как реформы без финансовой поддержки невозможны. Тогда Стратегия будет работать, ее нужно доработать.

Бианки М.: Меня заинтересовали три момента: любая стратегия должна основываться на хорошем бюджете. На первой странице указано, что на среднесрочную перспективу, значит есть краткосрочная перспектива? Стратегия написана с   национальной стратегии развития КР, это хорошо, но хотелось бы чтобы она была написана на цифрах. В сфере материально-технического обеспечения ОВД пишете такие проблемы, как отток квалифицированных кадров или низкая заработная плата, при этом мало написано о том, что нужно сделать в сфере развития ОВД, какие ресурсы использовать. Мне кажется, упор надо сделать именно сюда. Указано, что финансирование будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, а это очень мало. Нужно прописывать моменты дополнительного выделения средств из бюджета. Без этого вся стратегия останется на бумаге. А в целом Стратегия неплохая, но доработать нужно.

Кочкарова Э.А.: Я так понимаю, Стратегия составлена для широкого обсуждения общественности. Тогда меня смущает глава 7, которая гласит о возможных рисках. Одним из рисков вы указали недостаточной политической поддержкой со стороны высшей власти при реализации стратегии и возможных изменениях во внутренней политике. Цели и задачи МВД были есть и будут одни и те же. Это охрана общественного порядка, безопасность и т.д. О каких изменениях в этой фразе указано, она будет вызывать недоумение у граждан. Ее нужно откорректировать, в такой формулировке нельзя.

Даутов Я.У.: У нас Закон «Об Органах внутренних дел» уже 20 лет не менялся, а мы говорим о стратегии развития. Мне кажется, сначала нужно было говорить об изменениях в Закон «Об Органах внутренних дел». Второе - уже давно говорят о создании полиции, мне кажется надо создать закон о полиции. Третье - вы не прописываете о прохождении конкурсного отбора. Надо это комплексно включить в Стратегию.

Дубанаев Б.С.: Мы готовы выслушать все предложения, чтобы Стратегия не осталась документом.

Карачалов М.К.: Стратегия была максимально приземленна, с учетом бюджета страны и реализуемых программ по реформе вывели. Сама структура стратегии типовая, на структуре Министерства экономики.

Касмамбетова Ч.С.: Если финансово не будет поддерживаться, то Стратегия останется на бумаге.

Дубанаев Б.С.:  Прошу обратить внимание на то, что в Стратегии всего 4 направления, по которым намерены провести реформы.

Полковник Медеров: Наши сотрудники работают в сложных условиях, прошу обратить внимание на сферу здоровья, 5-7 % для нас это мало. Прошу поднять лекарственное обеспечение на 20%, мы все бесплатно начнем давать. В любой больнице люди оплачивают пребывание, у нас стационар бесплатный. И просьба к ветеранам, может создать какой-то фонд для ветеранов, которые не в состоянии оплатить лечение и операции.

                                               РЕКОМЕНДАЦИИ:           

  1. Вывести Психологическую службу из ведения Медицинского управления.
  2. Продумать меры по поддержке и поощрению работы наставников.
  3. Внести корректировки в Стратегию развития МВД КР в части: предусмотреть выборы 2020г., прописать риски, финансирование, ресурсы, будущие действия.
  4. Внедрить меры по обязательному прохождению тренинга, провинившихся сотрудников взамен дисциплинарных наказаний.

Председатель_________________________________________ Даутов Я.У.

Зам.председателя _____________________________________ Каана Айдаркул

Зам.председателя _____________________________________ Касмамбетова Ч.С.

Секретарь ___________________________________________ Семембаева А.А.

Секретарь ____________________________________________ Эратов И.Т.

Член ________________________________________________ Зеличенко А.Л.

Член ________________________________________________ Алыбаев Т.Дж.

Член ________________________________________________ Маралбу Бианки

Член _________________________________________________ Байгубатова У.Ж.

Член _________________________________________________ Кочкарова Э.А.

Член _________________________________________________ Бардыбаев А.С.

Член _________________________________________________ Фудашкин В.А.

Член _________________________________________________Мурат Шамиль

Член _________________________________________________ Мамбеткулов А.Ш.